Верховный Суд РФ высказался про содержание контейнеров для мусора силами управляющей организации (решение от 28.06.2023 № АКПИ23 – 332).

ООО «Комфортное домоуправление» просило Верховный Суд РФ признать частично недействующим пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда №170.

Согласно этому пункту, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В обоснование иска УО указала: региональный оператор так пользуется контейнерами, что они со временем требуют ремонта или замены. Сам оператор ремонтировать контейнеры не желает, ссылается на оспариваемый пункт и на то, что уже израсходовал на установку и ремонт (замену) контейнеров, заложенный для этого 1% от валовой выручки.
УО приходится тратить собственные деньги, так как тратить деньги собственников на контейнеры она не имеет права. 

Верховный Суд РФ решил, что управляющая организация не права:

  • Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) твердых коммунальных отходов и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
  • У организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, возникает обязанность по содержанию мест сбора твердых коммунальных отходов, располагающихся на земельном участке, составляющем общее имущество многоквартирного дома. Такое содержание включает в себя также размещение и поддержание в надлежащем состоянии контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
  • Такая услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений (создании комфортных условий для проживания в них), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды.

«Действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящего в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях – незамедлительно».

Верховный Суд РФ указал, что пункт 3.7.1 Правил (с обязанностью организации обеспечивать содержание контейнеров в исправном состоянии) соответствует законоположениям, предусматривающим, что такая обязанность возникает у собственников или управляющей организации исключительно в отношении тех контейнеров, которые принадлежат управляющей организации либо расположены на земельных участках, входящих в состав общего имущества.

«Оспариваемое положение направлено на обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором размещаются контейнеры для твердых коммунальных отходов, на обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния общего имущества в многоквартирном доме, а также на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. При этом плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме включена в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Вопреки доводам административного истца, из буквального содержания оспариваемой нормы не следует возложение обязанности на организацию по обслуживанию жилищного фонда самостоятельно приобретать контейнеры и мусоросборники для отходов».



Яндекс.Метрика